Последний полёт в плохую погоду: 178 секунд жизни.

Эта статья — практичеки дословный перевод материала, который размещен на сайтах FAA и Transport Canada. В неё очень сложно что-то  добавить, да и не нужно. Я часто был свидетелем, как начинающий частный пилот садился в самолёт и летел в погоду, которая была не просто пограничной, а даже ниже минимума для визуальных полётов. Проблема переоценки своих возможностей пилотами — одна из наиболее сложных, а начинающими пилотами — тем более. Обучение полётам по ППП  (IFR) занимает по времени больше, чем обучение до получения частного свидетельства. Постарайтесь подумать — почему?

Автор: FAA, Transport Canada



Перевод на русский язык: П.Калугин, А.Климов



Если вы думаете, что в плохую погоду можно летать, не проходя специальной подготовки к полетам по ППП (правилам полетов по приборам), то прочитайте эту статью прежде, чем полетите. Если же вы полетите и потеряете визуальные ориентиры, то начните отсчитывать 178 секунд.

Исследования о потере визуального контакта

Сколько проживет пилот, не имеющий навыков полета по приборам, если утратит визуальные ориентиры в зоне недостаточной видимости?

Учёные Университета Иллинойса нашли ответ на этот вопрос. Все без исключения двадцать курсантов, выполнивших полёты в симулируемых приборных условиях, либо вошли в глубокую спираль, либо потеряли пространственную ориентировку. Разница наблюдалась лишь во времени, за которое ситуация выходила из-под контроля: от 20 до 480 секунд. Среднее время составило 178 секунд — или чуть меньше трех минут.

Смертельный сценарий

Видимость плохая и небо полностью закрыто облаками. Те пять миль видимости из полученной вами метеорологической сводки больше напоминают две. Вдобавок, теперь невозможно с уверенностью судить о нижней границе облачности. Высотомер показывает 1500 футов, а карта говорит о том, что высота рельефа — 1200 футов. Где-то здесь может стоять вышка, ведь вы точно не знаете, насколько отклонились от курса. Правда вы бывали в переделках и похуже и поэтому решаете продолжить полет.

Иногда вы ловите себя на том, что подсознательно немного тянете управление на себя, чтобы перелететь эти не такие уж и воображаемые вышки. Вот начинается уже настоящее «молоко « и вы до боли в глазах вглядываетесь в слепящую белизну облаков. Неприятно сосет под ложечкой и во рту пересохло. Вы понимаете, что надо было дождаться лучшей погоды: встреча, на которую вы решили полететь, конечно, была важной, но ведь не настолько же… Внутренний голос шепчет, что теперь поздно об этом думать.

Теперь у вас осталось 178 секунд жизни. Кажется, что самолет летит прямо, но компас почему-то медленно вращается. Вы немного даёте педаль и слегка поворачиваете штурвал, чтобы остановить это вращение, но эти действия кажутся вам неестественными, и вы возвращаете рули в первоначальное положение. Так комфортнее, но теперь компас вращается еще быстрее, а скорость начала немного увеличиваться. Вы пытаетесь найти подсказку на приборной доске, но то, что там происходит, выглядит необычно. Вы уверены, что лишь оказались в сложных условиях и сумеете выйти из этой облачности через несколько минут. К сожалению, у вас их больше нет.

У вас осталось 100 секунд жизни. Вас шокирует то, что вы видите на высотомере: он начал раскручиваться; вы уже снизились до 1200 футов. Инстинктивно вы тянете штурвал на себя, но высотомер по-прежнему крутится назад. Обороты двигателя давно в красном секторе и стрелка воздушной скорости тоже подходит к красной черте.

Вам осталось жить 45 секунд. Вы в холодном поту и охвачены нервной дрожью. Наверное, что-то  не так с управлением: взятие штурвала на себя только сдвигает стрелку указателя скорости еще дальше за красную линию. Вы слышите, как ревет за бортом поток воздуха.

У вас осталось 10 секунд жизни. Вдруг вы видите землю и деревья, стремительно летящие навстречу! Повернув голову, вы видите горизонт, но под совершенно неожиданным углом — ваш самолет летит почти вверх колёсами. Вы пытаетесь крикнуть, но …

… секунд больше нет.



На этом статья FAA заканчивается. В неё сложно что-либо  добавить. Разве только то, что помимо просто умения управления самолётом в отсутствии видимых ориентиров, возникает ещё много вопросов, связанных с законодательством, навигацией и корректным использованием воздушного пространства, которые надо знать, прежде, чем пытаться лететь по приборам. Недавно в нашей стране появился АУЦ, который начал учить всему этому частных пилотов. Если же он вам недоступен из-за удалённости или финансовым причинам — попросите своего инструктора и он в безопасных условиях научит вас правильным действиям в случае непреднамеренного попадания в плохую видимость. Это не даст вам ни юридического ни иного права летать в таких условиях, но может спасти вашу жизнь.

← Вернуться в меню Следующая статья →